- Создание ГКЧП
- Возрождение ГКЧП
- Чрезвычайная Конституционная Комиссия СССР
- Совет Народных Комиссаров
- СМЕРШ
18 августа 1991 года был организован Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Одна из немногих попыток сохранить созданное и накопленное Россией во время СССР, удержать нацию на краю катастрофы.
Он включал в себя ряд высокопоставленных должностных лиц Советского правительства. Члены ГКЧП выступили против проводившейся Президентом СССР М. С. Горбачёвым политики перестройки, а также против подписания нового союзного договора и преобразования СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств, куда планировали войти только 9 из 15 союзных республик. Главными оппонентами ГКЧП были сторонники Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, объявившие действия членов Комитета антиконституционными. В историографии события 18—21 августа 1991 года получили название «Августовский путч».
С 22 по 29 августа 1991 года бывшие члены распущенного ГКЧП и лица, активно содействовавшие им, были арестованы, но c июня 1992 года по январь 1993 года все они были отпущены под подписку о невыезде. В апреле 1993 началось судебное разбирательство. 23 февраля 1994 года подсудимые по делу ГКЧП были амнистированы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, несмотря на возражение Ельцина. Один из подсудимых, Валентин Варенников, отказался принять амнистию и над ним продолжился суд, который он, в конечном счёте, выиграл.
Попытка спасения Союза
К августу 1991 года действия пятой колонны, которую олицетворяли М. С. Горбачёв со своей командой («архитектор перестройки» А. Яковлев, Э. Шеварднадзе, Г. Алиев и пр.) и Б. Н. Ельцин, вели советскую державу и народ к развалу и катастрофе. Горбачёв сдал Западу буквально всё, что смог, устроил внутренний кризис и занял выжидательную позицию. Ельцин, с присущей ему тогда большой энергией, продолжал раскачивать лодку. Он получил большую популярность, критикуя привилегии партийной элиты.
При этом подавляющая часть народа, армии, коммунистической партии выступала за сохранение Союза. То есть существовал мощный потенциал для обновления и модернизации СССР (в сущности, Великой России). Но для этого нужно было подавить крыс, небольшую группу советской верхушки, включая скрытых националистов-сепаратистов, предателей, которые решили, что лучше сдать советскую цивилизацию, капитулировать перед Западом и получить возможность приватизировать народные богатства, войти в мировую элиту. А также приструнить поддерживающие их незначительные, но весьма «громкие» группы – либерально-демократические организации, либеральную интеллигенцию, националистов, разложившуюся молодежь в столице и т.д. А также не обращать внимания на вой и истерику «мировой общественности», когда СССР/Россия стал бы проводить очищающие, оздоровительные процедуры.
В этой ситуации консервативная, ориентированная на сохранение державы часть советской верхушки, в которую входили вице-президент СССР Г. Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Бакланов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель Крестьянского союза В. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства и связи А. Тизяков, взяли власть в свои руки.
В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению. 19 августа было сделано заявление об отстранении от власти в связи со здоровьем президента М. С. Горбачёва, его обязанности переходили к вице-президенту Янаеву. В целях преодоления кризиса, гражданской конфронтации и анархии, сохранения суверенитета, территориальной целостности и свободы нашего государства, а также в результате всенародного референдума о сохранении Союза вводился режим чрезвычайного положения.
В этот период страной управлял ГКЧП.
Владимир Крючков отмечал:
«Мы противились подписанию договора, разрушающего Союз. Я чувствую, что был прав. Жалею, что не были приняты меры по строгой изоляции Президента СССР, не были поставлены вопросы перед Верховным Советом об отречении главы государства от своего поста».
18/19 Августа 1991 года
УКАЗ
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА СССР
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей Президента СССР на основании статьи 1277 Конституции СССР вступил в исполнение обязанностей Президента
СССР с 19 августа 1991 года.
Вице-президент СССР Г. И. ЯНАЕВ.
18 августа 1991 года
___________
ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 1277 Конституции СССР полномочий Президента Союза
ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу; в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества;
исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик;
руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей,
ЗАЯВЛЯЕМ:
1. В соответствии со статьей 1273 Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения», и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов по московскому времени 19 августа 1991 года.
2. Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и законы Союза ССР.
3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе:
Бакланов О. Д. — первый заместитель председателя Совета обороны СССР, Крючков В. А. — председатель КГБ СССР, Павлов В. С. — премьер-министр СССР, Пуго Б. К. — министр внутренних дел СССР, Стародубцев В. А. — председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А. И. — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Язов Д. Т. — министр обороны СССР, Янаев Г. И. — и.о. Президента СССР.
4. Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР.
Г. ЯНАЕВ,
В. ПАВЛОВ,
О. БАКЛАНОВ.
18 августа 1991 года
Крах
В Москву по приказу Язова вели войска. Дополнительные силы были развёрнуты в Ленинграде, Киеве, Риге, Таллине, Тбилиси и т.д. Спецподразделение «Альфа» блокировало дачу Ельцина. Но приказ о его задержании не поступил.
Ельцин свободно отбыл в здание Верховного Совета РСФСР (Белый дом) и назвал действия ГКЧП антиконституционным переворотом. Пятая колонна активизирует свои действия. На улицы столицы и крупных городов выходят толпы народа. Без решительных действий, приказов командования начинается разложение силовиков.
В свою очередь, ГКЧП не обратился к народу с разумным и простым объяснением ситуации и призывом к партии, армии и народу подняться на борьбу за сохранение Союза.
Члены ГКЧП, в целом пожилые люди, продукты эпохи «застоя», демонстрировали боязнь и слабость. В них не было воли и энергии. Они не понимали, что для спасения державы и народа надо действовать быстро, чтобы спасти жизни миллионов, судьбы целых поколений советских (русских) людей. Либо понимали, но так и не решились. В общении с прессой проявляли неуверенность, СМИ сохранили довольно высокую свободу.
В это время президент Ельцин демонстрирует уверенность, лезет на танк, объявляет членов ГКЧП путчистами и призывает людей к сопротивлению. В Белом доме создан свой штаб, Ельцин формирует свой центр власти. На его сторону переходит часть силовиков.
20 августа ГКЧП так и не решились провести операцию по силовому подавлению Белого дома, хотя войска во главе с заместителем министра обороны СССР, генерал-полковником В. Ачаловым были в полной готовности. Фактически это была последняя возможность переломить ситуацию в свою пользу. Правда, в самом начале можно было просто точечно арестовать лидеров и активистов пятой колонны.
После этого силовые структуры были деморализованы, и войска стали отказываться выполнять приказы ГКЧП. Утром 21 августа войска вывели из Москвы, вечером было объявлено о роспуске ГКЧП. Его членов арестовали.
К сожалению, слабая воля руководителей СССР и ГКЧП не позволила провести «чистку» и оздоровление советской элиты. Они лишь хотели хотя бы отложить подписание Союзного договора, означавшего юридическое оформление развала Союза. Действовать надо было совершенно иначе: жестко и стремительно.
В результате это привело к трагедии, одной из величайших геополитических катастроф в истории человечества.